ЧИНГИЗ И ЭЛЕКТРОНИК

 

Помните, в фильме «Приключения Электроника» главные роли исполняли два мальчика-близнеца двенадцати лет и собака. В жизни собаку звали Чингиз. Он был не только отлично отдрессирован своей хозяйкой, но и отличался немалой сообразительностью от природы, обладал большим чувством ответственности, а это наблюдается далеко не у каждой собаки. Пес был бойкий, лохматый и очень веселый. В начале съемок во время пребывания в Вильнюсе у меня кроме Чингиза и моего овчара Янко временно жил еще месячный щенок эрдельтерьера Ермак. Чингиз показывал щенку, как нужно вести себя в разных житейских ситуациях, учил разным собачьим премудростям.

 

Сначала я приписывала себе лавры дрессуры, но вскоре обнаружила, что все дело в самом Чингизе. Малыш вел себя удивительно смирно, во время уборки сидел на месте, не таскал швабру или тряпку, не шлепал по мокрому полу, как все щенки на свете, не кусал за ногу, даже если очень хотелось.

 

Часть съемок происходила в павильоне, где художники построили высокую стену. Внизу было колесо, которое медленно вращалось вручную. Чингизу нужно было забраться по крутой лесенке на верхнюю доску, где стоял Электроник, отпрыгнуть вправо боковым прыжком, перебраться на противоположный конец доски, сесть и начать лаять.

 

Все это снималось комбинаторами на фоне светящейся красной стены, зажигалась стена постепенно – четырьмя выключателями. Все пугало Чингиза: и очень громкий и резкий щелчок, и неустойчивое положение на доске. Он понял, что ему надо делать, и отлично работал, но было видно, что пес при этом замирает от ужаса. На каждом дубле, дрожа всем телом, он как будто считал про себя, потому что после четвертого щелчка выключателя устремлялся бегом по лесенке наверх. Весь сжавшись, перепрыгивал на доску, преодолевал ее и усаживался на краю. Тогда я внизу командовала: «Голос! Голос!». Бедный пес сначала открывал пасть, не издавая ни звука, но затем, уже несколько придя в себя, тявкал все громче.

 

В кадре, где Чингиз мчался за мотоциклом, он стер себе лапы в кровь, но каждый раз во время дубля бежал с прежним усердием, забывая о боли.

 

Самое же удивительное – как он разобрался, что нельзя при задержании кусать по-настоящему актера Николая Караченцова, игравшего роль бандита Ури.

 

Караченцов приехал прямо на съемку, на знакомство времени не было. Мы присели на корточки, и, обняв актера, я стала убеждать пса, что Коля свой, хороший и кусать его ни в коем случае нельзя. У меня создалось впечатление, что Чингиз все понял. Стояла ночь. Темно, а в темноте все собаки особенно насторожены. К тому же пес, услышав команду «мотор», пришел в страшное возбуждение и стал рваться вперед. В группе все очень волновались за артиста, администрация требовала от меня гарантий, что собака не будет кусаться. Когда Караченцов покатился с откоса, я, трепеща, выпустила дрожавшего от возбуждения пса со словами: «Не кусай Колю! Коля хороший!». Грозный рык и два катящихся тела… У меня упало сердце – неужели грызет в самом деле?!

 

Но вот выключили камеру, оба встали; Чингиз подбежал ко мне, виляя хвостом, как бы спрашивая: «Ну что, довольна?». А Караченцов сказал: «Товарищи, можно снять еще дубль, Чингиз замечательный актер, с таким партнером приятно иметь дело».

 

 

Лидия Острецова (дрессировщица Чингиза)

Лит. обработка Д. М. Климовой

 

«Хочу все знать» научно-художественный сборник

Ленинград, «Детская литература», 1990

 

Hosted by uCoz